группа "Радуга" МДОУ №14 "Ивушка" город Зеленокумск
Учебная рабочая программа средней группы "Радуга"
МДОУ «Детский сад № 14 «Ивушка» Учебная рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования средней группы общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет «Радуга»
Воспитатель: Лапаева Татьяна Александровна
2017 г. г. Зеленокумск СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………… • 1.1 Пояснительная записка; • 1.2 Актуальность • 1.3 Цель • 1.4 Задачи • 1.5 Принципы • 1.6 Краткая характеристика группы • 1.7 Возрастные особенности детей • 1.8 Анализ состава семьи • 1.9 Планируемые результаты • 1.10 Система мониторинга • 1.11 Особенности образовательного процесса • 1.12 Программно-методический комплекс • 1.13 Используемые методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей группы, а также подходы к формированию предметно-развивающей среды 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………. 2.1.Учебный план 2.2 .Комплексно-тематическое планирование 2.3 Перспективный план вечеров развлечений (праздники, акции и тд.) 2.4 Перспективное планирование работы с детьми по региональному компоненту. 2.5 Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми 2.6 Двигательный режим 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………… 3.1. Режим 3.2. Расписание ОД 3.3. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (оснащение группы)
1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка. Рабочая программа средней группы соответствует образовательной программе МДОУ Детский сад №14 « Ивушка», которая разработана в соответствии с ведением ФГОС ДОУ: Рабочая программа по развитию детей средней группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4до 5лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому. Используются парциальные программы: «Юный эколог» С. Н. Николаева. Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • Конституция РФ, ст. 43, 72. • Конвенция о правах ребенка (1989 г.) . • Закон РФ «Об образовании». • Типовое положение о ДОУ. • СанПиН 2.4.1.3049-13 • Устав ДОУ. • ФГОС ДО. Рабочая программа состоит из двух частей: Обязательная часть, которая включает организацию режима пребывания детей 4-5 лет в МДОУ; модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду; закаливающие мероприятий; физкультурно-оздоровительные мероприятий; содержание педагогической работы по освоению образовательных областей в средней группе; планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы; мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, которая определяет работу по приоритетному направлению деятельности учреждения и дополнительного образования. Обязательная часть. В группе реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2010 г). В программе определены задачи, которые надо решать в условиях детского сада и семьи по двум взаимосвязанным направлениям – «Здоровье» и «Развитие. Цель и назначение программы: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Используются парциальные программы: «Юный эколог» С. Н. Николаева Программа экологического развития. Цель и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. 1.2 Актуальность программы. В настоящее время в системе дошкольного образования происходят глобальные изменения. Они связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой ступенью системы образования России. Это повлекло принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет - какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для её реализации. В связи с этим возрастает значение планирующей функции в системе дошкольного образования, т.е. рабочей программы воспитателя. Рабочая Программа воспитателя создана на основе Образовательной Программы МДОУ, определяет комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов в соответствии с современным социальным заказом. 1.3 Цели основной образовательной программы. Целью рабочей программы является развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. А так же развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры, природы родного края. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
1.4 Задачи: · Способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности ребёнка. · Обеспечить физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и элементарными культурно-гигиеническими навыками; · Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о людях, предметах и явлениях, учить выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа; · Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения; · Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимать общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности; · Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства к животным и растениям; · Способствовать развитию творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, переживанию успеха и радости от реализации своих замыслов. · Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих образовательных областей: Физическое развитие; Социально – коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно – эстетическое развитие. · Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области. · Направление «Социально – коммуникативное развитие имеет направления коммуникация, труд, безопасность. · В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями «Познавательное» и «Речевое» развитие. · Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир. · Образовательная область «Речевое развитие», предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями. · Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями. · Содержание рабочей программы завершают «Целевые ориентиры возможных достижений детей», что соответствует требованиям Федеральных Государственных стандартов дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки РФ). · Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. 1.5 Основные принципы и подходы к формированию Программы Программа базируется на следующих принципах: · полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; · построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья; при этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования); · содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; · поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; · сотрудничество МДОУ с семьей; · приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; · формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; · возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); · учет этнокультурной ситуации развития детей; · принцип развивающего образования, направленность на развитие личности ребенка - воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его; · комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; · принцип адаптивности, реализуемый через адаптивность предметно-развивающей среды к потребностям ребенка и адаптивность ребенка к пространству МДОУ; · обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. Среди подходов к формированию программы можно выделить: · личностно-ориентированный подход предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием эффективности; · деятельностный подход создаёт необходимые условия для развития умений воспитанников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем; · ценностный подход предусматривает организацию развития ребенка на основе общечеловеческих ценностей; · средовой подход позволяет использовать возможности внутренней и внешней среды МДОУ в воспитании и развитии личности ребенка. 1.6. Краткая характеристика группы Состав группы: Средняя группа «Радуга». Воспитатель Лапаева Т.А. Всего человек: 17 Возраст детей от начала до конца года 4-5лет Мальчиков 11 Девочек 6 Национальная принадлежность: -русские –12 - табасаранцы– 2 -лезгины- 1 - кодмык-1 -кубинец-1 1.7. Возрастные особенности психофизического развития детей 4-5 лет. Способ познания Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребёнка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребёнок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. Внимание К пяти годам внимание становится все более устойчивым. Развивается устойчивость и возможность произвольного переключения. Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к деятельности сохраняется. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Восприятие В этом возрасте продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. Ребенок может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем пространстве. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. Воображение Продолжает активно развивается фантазирование, в процессе которого ребёнок включает себя и своих близких и цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будут способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребёнком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев. Речь Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребёнка, открытием новых граней окружающего мира. Теперь ребёнка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребёнка 4 лет становиться вопрос «почему?». Память В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией. Мышление В среднем возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Мышление протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.. Например. дети понимают, что такое план комнаты, могут рассказать что изображено на плане - части комнаты. С помощью схематического изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Отношения со сверстникам Ребёнок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. В этом возрасте сверстник становиться более значим и интересен. Ребёнок стремиться к партнёрству в играх, ему уже не интересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми. Наличие конфликтов Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребёнка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера. Игровая деятельность В среднем возрасте дети продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. 1.8. Анализ состава семьи
1.9 Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. К концу среднего дошкольного возраста ребенок: Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Физические возможности детей значительно возросли: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дети испытывают острую потребность в движении, отличаются высокой возбудимостью. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста. Ребенок выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно- гигиенических навыков — одевания на прогулку, приема пищи и пользовании столовыми приборами, пользовании предметами личной гигиены. Ребенок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий. Любознательный, активный. Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью и любознательностью. Задает много вопросов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стремится установить связи и зависимости в природе, социальном мире. Ребенок владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем, с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия. Объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Для привлечения и сохранения внимания сверстника использует средства интонационной речевой выразительности — силу голоса, интонацию, ритм и темп речи. Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок активно проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Речевые контакты становятся более длительными и активными, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя ребенок может договориться со сверстником о совместной игре, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников. Ребенок охотно сотрудничает со взрослыми не только в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но и активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми — задает много вопросов поискового характера. Начинает проявлять уважение к старшим, называет по имени и отчеству. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми, здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение ребенка определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, уважать взрослых и прочее). С помощью взрослого ребенок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым. Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них. Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Представления о себе. Ребенок знает свое имя (полное и краткое), фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения («умею рисовать»), знания («знаю, о чем эта сказка»), то, чему научился («строить дом»). Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и прочее). Представления о семье. Знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о произошедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных. Представления об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях.Беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки. Представления о государстве. Знает название страны и города, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают.
Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками. У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (см. соответствующие разделы программы по образовательным областям). 1.10 Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения Программы Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябре и мае). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка. Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы. С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка. Мониторинг освоения образовательной программы проводится на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняется итоговая таблица. Основная задача мониторинга детского развития (мониторинга развития интегративных качеств) — выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности. Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития. В ходе мониторинга детского развития заполняется таблица. Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябре и апреле). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в группе на развитие ребенка. Мониторинг включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса (октябрь и апрель) и мониторинг детского развития (апрель). Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка. В ходе мониторинга заполняются таблицы. Уровень развития оценивается по 4-х бальной шкале. Систематический учет, обработка и анализ информации по организации и результатам деятельности группы позволяет правильно строить воспитательно-образовательную работу, способствует выбору образовательных целей, задач и путей их решения. 1.11 Особенности образовательного процесса - образовательный процесс осуществляется на всем протяжении пребывания детей в дошкольной образовательной организации; -процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения, а также в игре, познавательно-исследовательской деятельности - содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей; - образовательный процесс строится на основе партнерского характера, взаимодействия участников образовательных отношений. 1.12 Программно-методический комплекс Программно-методический комплекс образовательного процесса.
1.13 Используемые методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей группы, а также подходы к формированию предметно-развивающей среды На современном этапе развития педагогики существуют технологии, которые обеспечивают преемственность дошкольного и начального уровня общего образования. Успешно зарекомендовали себя: - здоровьесберегающие технологии; - технология проектного обучения; - личностно ориентированная технология; - игровые технологии; - проблемное обучение; коммуникативные технологии 2. Содержательный раздел 2.1Учебный план (смотреть папку «Планирование воспитательно-образовательной работы). 2.2 Комплексно-тематическое планирование Средняя группа «Радуга»
2.3 Перспективный план вечеров развлечений (праздники, акции и тд.) Сентябрь 1. Праздник «День знаний» 2. Развлечение « Я в детском саду» 3 Развлечение «Вечер колыбельных песен» Октябрь 1. Выставка детского творчества «Осень разноцветная» 2. Развлечение « Дело было в огороде» 3. Презентация книги о животных по произведениям Е. Чарушина 4. Познавательный досуг «По тропинке в лес пойдём» Ноябрь 1. Тематическое развлечение «Кем быть?» 2. «Вечер загадок» 3. Музыкальный концерт «Мы любим песни» 4. Музыкальное развлечение «День матери». Декабрь 1. Развлечение «Путешествие в страну мультфильма» 2. Музыкальный досуг «Римский-Корсаков и русские сказки» 3. Праздник « В кругу друзей под Новый год». Январь 1. Развлечение «Секрет волшебных слов» 2. Музыкальное развлечение «Святки» 3. Изготовление, совместно с родителями, и размещение кормушек для зимующих птиц 4. Тематический вечер «Добро и зло в русских народных сказках». Февраль 1. Познавательный досуг «Давай поговорим» 2. Тематический вечер на тему «Воины в моей семье»; 3. «Бравые солдаты»- праздник мальчиков, пап, дедушек 4. Музыкальное развлечение «Русские праздники»
Март 1. «Любимым бабушкам и мамам» - концерт 2. Развлечение «Мы - маленькие волшебники» 3. Забавы с красками «Красавица – весна» 4. Тематическая выставка «Птицы- наши друзья» Апрель 1. Выставка «Моя любимая книга» 2. Тематический вечер «Навстречу к звездам» 3. Музыкальный досуг «День смеха» 4. Спортивное развлечение «Физкульт-ура» Май 1. «Вечер небылиц» 2. Музыкальный праздник «Песни Победы» 3. « Дружная семья»- развлечение 4. Викторина «Цветы» 2.4 Перспективное планирование работы с детьми по региональному компоненту/ по программе Р.М.Литвиновой «Региональная культура»/.
2.5 Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми План оздоровительных мероприятий
10 августа 2017 в 18:27
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.